Диван не покидает человеческое жилище сотни веков, преображаясь, меняя свою форму и назначение. И все же диван в привычном для нас виде появился только в XVII-XVIII столетиях.
Диван в Османской империи: немного лингвистики
Впервые слово “диван” встречается на востоке, в Османской империи (современные Турция и Иран). Оно происходит от турецкого d?v?n и персидского d?w?n. Диваном называли поземельные книги, перечни и списки. Потом такое же название получил томик стихов. Позже так начали называть комнату в турецком доме (рис.1), по периметру которой были выставлены скамьи с мягкой обивкой.
Собрание министров в Турции называли точно так же. И наконец, диваном стала называться мягкая софа со спинкой, ручками или валиками (рис.2). На ней могли сидеть и лежать.
Диван в эпоху античности
Ни римляне, ни греки не были знакомы с диваном в понимании жителей Востока. Они знали о многом: философии, искусстве, литературе, создавали шедевры архитектуры, знали толк в гедонизме, но тем не менее после тяжелого дня садились на мрамор или бронзу. Камень, стекло и мозаика украшали их мебель, но настоящий комфорт им был незнаком.
И все же римляне имеют отношению к современному дивану. Всем знакомая кушетка - это потомок римской клинии (рис. 3) - ложа, которое они переняли у греков. На них патриции возлежали во время бесед и принятия пищи. Это было металлическое сиденье с выступом с одной или двух сторон для подушек. На бронзе было не расслабиться и не отдохнуть, а потому подушки были не только декоративным элементом, но и помогали предотвратить онемение во время длительных трапез.
Диван в Средневековье
Жители средневековой Европы не знали ни восточного дивана, ни римской кушетки. На чем же они сидели? Это зависело от происхождения: знатная персона восседала на скамье, которая как раз и заменила диван (рис. 4). Образованный монах - на аскетичном табурете, а простой работяга на корточках или грубо сколоченном ящике. И несмотря на социальные различия, первый, второй и третий не знали что значит удобно сидеть, не могли правильно расслабить спину и беспечно протянуть ноги.
Причиной аскетизма была не нехватка материала или грубые руки мастеров. Средневековое христианство несло в себе цель просветить душу, но и не забывало всячески обуздать тело, так как считалось, что душа и тело - неразрывны. Мягкие сиденья никак не вписывались в концепцию умерщвления плоти.
Пока европейское общество пыталось разобраться в духовных ориентирах и медленно, но все же приблизиться к комфорту, на Дальнем Востоке китайцы использовали в обиходе кровати очень похожие на современные диваны. Это кровать “архата” (рис.5) с тремя бортиками, которые напоминают спинку и подлокотники.
Мягкий диван в эпоху Возрождения
Идея набить шкуру или ткань мягким материалом, чтобы потом использовать это изделие для отдыха была не нова. Еще в древнем Египте использовали подушки, но чтобы создать целую мебель по такому принципу - пришлось подождать несколько тысячелетий.
Мягкая обивка стала частью интерьера только к концу XVI века в Англии. С этого времени она стала распространяться по континентальной Европе и стала значимым элементом интерьера королевских дворцов.
Эпоха Возрождения - это переворот эстетических предпочтений и возврат к античным идеалам. Человеческая мысль стала смелее и многие суровые постулаты христианства были свергнуты. Все эти процессы смягчили дерево и камень средневековой мебели в буквальном смысле. Богатых людей окружала мягкая мебель, вернулись забытые кушетки.
Предшественником канапе - маленького дивана - была итальянская касса-панка (рис.6). Это скамья-сундук, которая по своей форме напоминает современный небольшой диван. Касса-панку делали из дерева, поэтому удобства она доставляла не много, а вот красоты и чувства превосходства - достаточно. К тому же внутри хранили деньги и прочие ценности, а некоторые купцы предпочитали вести дела, только сидя на ней. Для безопасности.
Диваны в Версальском дворце
Италия, как центр мебельного производства, во второй половине XVII века уступает место Франции. Версаль становится мебельным центром и ориентиром для всех мастеров Европы.
Дворец Людовика XIV - это место открытий и эстетических переворотов. Здесь появляются не только новые виды танцев, церемоний, невообразимые законы и порядки, но и новые виды мебели. Первый диван, который отдаленно напоминает современный был как бы составлен из несколько стульев в ряд (рис. 7). Опорой такой мебели служили шесть или восемь ножек.
Чаще всего верхняя часть спинки имела волнистую форму, которую повторяли боковины. Форма волны и завитка - основной элемент роскошной и перегруженной барочной мебели.
Дворяне, у которых было достаточно денег на забавы, хотели сидеть на чем-то необычайно комфортном. Спрос рождал предложение, и мастера удивляли заказчиков новыми идеями. В результате появились шезлонги, диваны и диванчики - подобие канапе, которые по-английски двусмысленно называются loveseat. Казалось бы, это мебель для любовных утех, но вовсе нет. Изделия были специально разработаны для тяжеловесных и массивных платьев с кринолинами из железных прутьев, которые приходилось носить дамам XVII века. (рис.8)
Такая мебель позволила женщине протянуть ноги и отдохнуть, чувствовать себя более свободно, будучи закованной в корсет. Со временем костюмы уменьшились в размерах и loveseat стали использовать как место для разговора тет-а-тет.
Эпоха Людовика XIV и Людовика XV - это революция в понимании комфорта, настоящий мебельный переворот. Мебель становится источником наслаждения, а не только жестким и холодным свидетельством статуса и финансового положения. А вот Людовик XVI станет свидетелем совсем другой революции, жестокой и кровавой, благодаря которой понятия удобства и красоты станут доступными не только аристократам, но и народным массам.
В Российской империи диваны стали широко распространяться в середине XVIII века. Прорубленное “окно в Европу” не привило любви русской знати к миниатюрным канапе. Зато популярность приобрел восточный тип - крупный диван, с большим мягким сиденьем.
Князь Потемкин в качестве военного трофея преподнес Екатерине II огромный турецкий диван (рис. 9), который дал имя одной из комнат дворца в Петергофе - диванная.
Диваны Честерфилд
Если заглянуть в словарь, то можно узнать, что Честерфилд - это не только город в Англии и название футбольного клуба, но еще и диван. Например, в Оксфордском словаре английского языка сказано, что словом “честерфилд” называли кожаный диван уже в 1800-х годах.
Он заказал своему мастеру диван, невиданной до сих пор формы.
Чем он был так необычен?
Это был первый полностью обитый диван в истории дизайна
Кожаная обивка была глубоко прошита пуговицами
Сиденье располагалось довольно низко
Подлокотниками служили удобные валики
Подлокотники и спинка располагались на одной высоте
Граф преследовал две цели: сидеть ровно, как подобает джентльмену, облаченному в костюм сложного кроя, и одновременно не испытывать напряжения.
В 1850 году в конструкции Честерфилда был впервые использован пружинный блок. Диваны этого времени в обиходе до сих пор, их можно встретить на аукционах и в антикварных салонах. Стоимость дивана позапрошлого века в среднем обойдется вам в 8000 евро. Стоимость нового экземпляра от компании Chesterfield начинается от 750 фунтов стерлингов (и это с учетом скидки).
Диваны Честерфилд украшали королевские дворцы, офисы, гостиницы, рестораны, джентльменские клубы и роскошные частные дома. Сегодня его можно увидеть отлично вписавшимся в современный интерьер с его нестабильными трендами.
Кстати, отец психоанализа - Зигмунд Фрейд - принимал своих пациентов в кабинете, где стоял кожаный Честерфилд.
Диван в эпоху ампира: назад, в Древний Рим
Эпоха Наполеона - это время открытия античной истории, сотен раскопок и ценнейших находок. Новые знания коснулись не только мира ученых и путешественников, но и повседневной жизни аристократов. Наполеон был буквально помешан на Римской империи, а потому легко сменил пышные интерьеры своих предшественников-королей на рассудочность и холодное великолепие имперского стиля.
Появляется новый тип дивана, который кардинально отличается от изящных канапе и loveseat Марии-Антуанетты. Это кушетка рекамье, в основе которой лежат формы римской клинии - ложа для трапез и бесед. Своим названием мебель обязана мадам Рекамье, которая стала первой ее обладательницей (рис. 12).
Знать, не привыкшая к столь аскетичным формам, приняла такую мебель с энтузиазмом. Кушетки быстро стали предметом первой необходимости светских модниц. Особое кокетство предмету придавала маленькая подставка под ноги. Кушетки делали из ореха, красного дерева, палисандра, использовали декор из бронзы.
Сегодня кушетка с изысканной S-образной спинкой не менее популярна среди владельцев больших домов и роскошных апартаментов (рис. 13).
Диваны XIX века
Мастер Генрих Гамбс известен не только злополучными стульями из романа Ильфа и Петрова.
Прусский мебельщик учился и работал в Санкт-Петербурге, его мебель пользовалась успехом у состоятельных горожан. Это была добротная мебель в классическом стиле, которую покупал сам Пушкин. Например, в счёте «государю Пушкину» в 1832 г. было перечислено 15 предметов на сумму 1630 рублей, которые поэт заказывал в мастерской Гамбса. Среди них есть и диван, который вполне мог выглядеть так (рис.14):
Диванная эклектика и ар нуво
Конец XIX века - это время эклектики. Гостиную английского аристократа могли наполнять предметы совершенно разного стиля, и казалось бы, разных эпох. Но это не так. Мебельщики, как художники и архитекторы копировали образцы предыдущих веков, привнося свои идеи и детали. Например, этот диван (рис.15) не эпохи Наполеона, как может показаться, а 1880 года.
А вот этот диван (рис. 16) хотелось бы видеть в Версале времен Людовика XIV, но это опять работа XIX века.
Порядок восстановился в 1900 году после Всемирной выставки в Париже. Именно там зародился стиль ар нуво или модерн, как его принято называть в России. Мебель модерна, а в частности диваны - это преобладание плавных, естественных линий. Можно сказать, что цель этого стиля - возвращение к природным формам: мастера смотрят в сторону вьющихся растений (рис. 17), морских волн и раковин.
Одна из особенностей диванов ар нуво - это приглушенность цвета обивки, мерцающие оттенки, полутона. Асимметричные формы (рис. 18) - еще один способ оживить изделие, сделать его более “органичным”.
Мой любимый цвет, мой любимый размер: диван Ле Корбюзье
Отгремев, модерн уступил место науке и практичности. В изготовлении мебели стали использовать достижения ортопедии - изучения и лечения нарушений работы костно-мышечной системы.
В 1934 году архитектор Ле Корбюзье создает первый культовый предмет мебельного дизайна - кожаный диван LC5 (рис. 19). Идея идеального соотношения удобства и “сухости” стиля конструктивизм пришла в голову француза в процессе обустройства своей парижской квартиры.
Ножки дивана - это часть металлического трубчатого каркаса. Высокие и изящные, они создают ощущение невесомости довольно массивного предмета. В архивах Ле Корбюзье хранится несколько вариантов дивана, который стал идеальным во всех отношениях.
LC5 - отправная точка для современного интерьера, основа лаконичной и продуманной обстановки XXI века.
Наряду с холодным практицизмом и трезвым взглядом на потребности человека, создаются немыслимые для тех лет изделия. Сюрреалистичные идеи Сальвадора Дали касаются не только живописи, но и всего его окружения от столовых приборов до архитектуры. Предмет в его руках теряет свой изначальный смысл, и даже такое простое изделие как диван претерпевает метаморфозы.
Знаменитый алый диван в форме губ секс-символа 30-х актрисы Мэй Уэст (рис. 20) до сих пор с триумфом копируется и продается. При этом несложно догадаться, что предмет создан не для сидения, а как идея и вызов. Дали сделал несколько вариантов “губ”, один из которых оформляет знаменитую комнату Мэй Уэст его дома в Фегерасе.
На этом диванные происки Сальвадора Дали не закончились. Еще один более практичный и чуть менее вызывающий предмет - это S-образный двухместный диван Vis-?-vis de Gala (рис.21), который был воссоздан уже современными дизайнерами по эскизам сюрреалиста. Диван для влюбленных интровертов.
Диваны СССР
Сталинский ампир произвел на свет тяжеловесные, монументальные диваны, их обивали бархатом темных насыщенных оттенков и натуральной кожей.
Такие диваны не антиквариат, поскольку им еще нет 100 лет, но ценятся как старина и стоят от 50000 рублей (в хорошем состоянии).
Время оттепели коснулось и диванов. Громоздкие формы буквально растаяли, уступив место примитивным и минималистским изделиям. Для уставших от коммуналок советских граждан стало доступным собственное жилье, а значит появилась потребность в большом количестве мебели. Количество отразилось на качестве, о чем знают и помнят многие из нас.
В 60-х появился знаменитый диван-кровать (рис.22), который превратил спальню в гостиную и позволял оставлять гостей на ночь.
Для снижения стоимости мебели стали применять ДСП, фанеру и полимерные материалы. Дизайнеры делали попытки копировать образцы из западных каталогов, но на свет все равно появлялись унылые модели, которые сейчас называют одним словом - “советские”. Часто это происходило не от бездарности авторов, а от специфики производства тех лет.
Диваны: современные разработки
Диваны нового поколения - это квинтэссенция комфорта и эстетики. Дизайнеры не ограничены формой, поэтому в мебельном салоне легко встретить кушетку в стиле ампир и изделие, не поддающейся описанию формы.
И все же можно выделить несколько тенденций, которым отвечают современные мягкие диваны и все его разновидности (кушетки, канапе, софы и т.д.)
Многофункциональность
Раскладным диваном сегодня мало кого удивишь, но теперь можно найти не только ветерана отечественного рынка - диван “книжка”, но и с десяток других систем. Например, диван-двухъярусная кровать (рис. 24) - находка для небольших квартир.
Модульность
Модульные диваны - один из современных трендов. “Сделай диван таким каким ты хочешь” - девиз дизайнеров, которые придумывают изделия, состоящие из отдельных блоков. С их помощью легко соорудить диван, кровать, кресла или просто пуфы - все зависит от изначальной конфигурации.
Мобильность
Сам по себе диван - предмет тяжелый. Но современные изделия не идут ни в какое сравнение с диванами прошлого века. Мы часто меняем не только обстановку в комнате, но и место жительства. Диваны становятся легче, некоторые модели можно даже разбирать.
А например, чтобы переставить мебель сталинских годов, вам потребуется созвать на помощь всех соседей.
Диван - не просто символ отдыха и лени, но и катализатор развития языков. На свет появились такие выражения на русском как “диванные войска”, “диванные эксперты”, на английском - “couch potatoes”, что означает “домосед” (дословно - диванная картошка). Не говоря уже о сотнях анекдотов и интернет-мемов.
Пожалуй, диван - это чуть больше, чем мебель.
Людмила Лебедева
Инф. mebel-news.pro