Для выявления особенностей современной мебели необходимо познакомиться с характерными примерами создания мебели в основные периоды ее развития.
К древнейшим образцам, дошедшим до нашего времени, относится мебель Древнего Египта. Египетскую мебель отличают простота формы, изогнутые линии (ножек, спинок, кресел и т. д.), декоративные вставки из золота, цветной эмали и слоновой кости большей частью с изображениями растений. Основными мебельными изделиями в Египте были табуреты — складные и на четырех вертикальных ножках, кресла и парные сиденья на ножках в виде львиных лап и бычьих ног. Особыми украшениями и роскошью отличались троны фараонов. Спинки тронов покрывались сквозной символической резьбой со слабым рельефом. Широко применялись прокладки из драгоценных металлов с цветной эмалью. Особенностью египетских кроватей были специальные подставки, позволяющие сохранять сложную прическу. Домашнюю утварь и одежду хранили в ярко раскрашенных и инкрустированных сундучках и ларях.
Мебель, употреблявшаяся в Древней Греции в повседневной жизни, отличалась простотой и удобством. Она свидетельствует об умении сочетать утилитарные начала с подлинно художественной формой, проявлявшемся древнегреческими мастерами не только в архитектуре, но и в художественном ремесле. Греческие стулья обычно имели прогнутые, широко расставленные ножки и изогнутую спинку с широкой вогнутой перемычкой в верхней части. Для хранения одежды и другого имущества грекам служили сундуки и лари, очень простые по очертаниям. Драгоценные уборы и мелкие вещи они держали в небольших шкатулках. Особенно характерной мебелью греков было клинэ — довольно высокое ложе на четырех массивных ножках, обычно профилированных и богато украшенных инкрустацией.
На стиль мебели Древнего Рима сильно повлияла культура Греции, стран Востока и Египта. Для древнеримской мебели характерно большое число украшений, обильная орнаментика. В орнаменте изображались растения, люди и животные. Особенностью орнамента являлись военные атрибуты.
Основными изделиями древнеримской мебели были стулья четырех типов. Для должностных лиц Римской империи — консулов и преторов предназначались курульные кресла с квадратным сиденьем и ножками Х-образной формы. Сначала курульные кресла делали складными, затем их стали снабжать спинками. Для высших должностных лиц и граждан, имевших особые заслуги, предназначалась скамья с двойным сиденьем— бицеллиум. Кресло с высокой спинкой для главы семьи называлось солиум. Для женщин изготовлялись особые стулья с удобной полукруглой спинкой — катедрой.
Столы делали круглой и прямоугольной формы. Круглые столы укреплялись на трех ножках в виде звериных лап, изящно изогнутых и богато украшенных. Прямоугольные столы имели сплошные боковины с глубокой рельефной резьбой, изображавшей двойные фигуры грифонов, львов, орлов. Крышки столов были гладкие, украшались мозаикой или каменной инкрустацией.
Византийская мебель почти не сохранилась до наших дней и известна в основном по изображениям. Она повторяла по форме мебель Рима позднего периода. Для нее характерна большая пышность и перегруженность украшениями. В более поздний период на византийский быт стал влиять Восток. Появились низкие тахты, диваны, подушки, ковры, шелковые ткани. Наряду с отходом от традиций античного искусства и увлечением роскошью богатство материала, употребляемого для изготовления предметов мебепи, стало преобладать над изяществом и красотой ее форм.
Романский стиль господствовал в Европе до начала XIII века. Мебель, которой пользовалась основная часть населения в эту эпоху, была проста и даже примитивна. Основное распространение получили грубые столы, табуреты на трех и четырех ножках, скамьи. Первое место среди предметов обихода принадлежало сундуку, который использовался как стол, стул, кровать, а в основном как шкаф. Сундук сохранил свое назначение вплоть до XVIII века. Мебель для сидения (кресла, скамьи) делали из наборов точеных стержней. Помимо обычных стульев и кресел на четырех ножках был распространен точеный треногий табурет. Мебель окрашивалась в яркие цвета.
Материалом для изготовления мебели служили ель, кедр и дуб. Мебель романского стиля встречалась в домах крестьян вплоть до XVIII века и даже в XX веке частично сохранила его основные черты. С течением времени народная мебель несколько облегчает пропорции, освобождаясь от излишнего запаса материала.
С XIII века сначала в архитектуре, а затем в мебели распространяется готический стиль. Формы мебели повторяют формы архитектуры в виде тонких колон и орнамента. Появляется филенчатая мебель с обильной резьбой. Особое развитие мебельное дело получает в XV веке на севере Франции, в городах Фландрии. Сиденья стульев приобретают разнообразные формы — круглую, прямоугольную, многогранную.
Характерной разновидностью готического кресла становится сундук, к которому была приделана очень высокая глухая спинка с глухими локотниками. Сиденье устраивалось обычно подъемным. Отдельные части кресел, особенно угловые элементы, являющиеся основой конструкции, богато украшались. В обиход входят поставцы, шкафы и буфеты. Прототипом поставца-шкафа на столбах являлся сундук с четырьмя ножками, соединенными внизу горизонтальной рамой. Впоследствии нижняя рама зашивалась наглухо и задние ножки соединялись досками. Дверцы верхнего отделения делали обычными, распашными или откидными’. Верхнюю часть добавляли уступообразной горкой с навесом и балдахином, обработанным в виде стрельчатых сводов. Такие поставцы служили для хранения серебряной посуды. На нижней цокольной открытой части поставца размещали блестящую медную посуду. В XV веке появляются большие закрытые шкафы с двумя или четырьмя дверцами. Начинают распространяться кровати под балдахином с задергивающейся занавесью. Вся мебель, как правило, изготовлялась из древесины дуба. Для поздней готики характерно сочетание резьбы с росписью и позолотой. Готический стиль в мебели характеризуется значительными местными различиями. Наибольшим изяществом пропорций, украшений, а также соразмерностью частей отличалась французская мебель.
Больше всего готический стиль в мебели был распространен в Англии. В конце XV века там на готической конструкции появляются классические детали, в результате чего образуется смешанный стиль, переходящий от готики к ренессансу и получивший наименование стиля Тюдоров.
Возникший во второй половине XV века в Италии стиль Возрождения проникает во Францию и Испанию, а затем Фландрию. В развитие мебели и декоративного искусства Возрождения Италии выделяют два основных периода: раннее Возрождение (XIV—XV века) и Высокое (позднее) Возрождение (XVI век).
В эпоху раннего Возрождения в борьбе с готическими формами на классической основе создаются новые каноны. Новое искусство возникает во Флоренции. В эпоху раннего Возрождения центрами мебельного искусства также являлись Болонья, а затем Сиена.
Мебель этого периода отличается простотой форм и деталей. В стульях и креслах господствует прямая линия. Большое значение придается профилировке изделий, возрождаются классический акант и другой растительный орнамент, а также изображения животных. Самым распространенным материалом является древесина ореха. Широко применяется резьба, деревянная инкрустация, а также позолота и роспись, которая часто выполняется выдающимися мастерами. Например, над росписью свадебных сундуков (кассо-не) — наиболее распространенным мебельным изделием — работали такие крупные художники, как Сандро Ботичелли и др. Наряду со свадебными сундуками использовались сундук-скамейка со спинкой и массивными подлокотниками и креденца — низкий буфет с дверцами и ящиками, а также стулья с Х-об-разными ножками. Столы делают в основном прямоугольными на массивных опорах, соединенных бруском. Помимо ларей, сундуков-скамей, стульев, кресел применяются низкие кровати без балдахинов, аналои для чтения книг. В конце XV века, когда господствующее положение в украшении мебели занимают архитектурные шаблоны, появляются шкафы. Они представляют собой два поставленных друг на друга сундука с двухпольными дверцами, консолями, пилястрами, богатым цоколем и карнизом.
Мебель Высокого Возрождения становится богаче украшенной. Классические формы мебели приобретают большее разнообразие. Распространяются детали в виде львиных лап, масок, фигур человека и животных. В XVI веке для украшения мебели применяют разноцветную мозаику из древесины различных пород, которой покрывают не только лицевую, но и внутреннюю сторону шкафов.
Стулья делают двух типов: с четырьмя прямыми ножками квадратного сечения, задними стойками, переходящими в прямую спинку, соединенными двумя или тремя поперечинами, богато украшенными досками; с восьмигранным сиденьем и резными опорами — досками вместо ножек. Спинки стульев и кресел обивают коврами, тисненой кожей, бархатом и парчой. Сиденья отделывают бахромой. Появляются шкафы-кабинеты, представляющие собой поставленный на подставку шкаф из маленьких ящиков трех или пяти родов, наружная сторона которых богато отделывалась инкрустацией. Набор ящиков закрывался небольшими дверцами, украшенными деревянными наборными картинами с перспективными видами архитектурных построек.
Центр мебельного производства в эпоху позднего Возрождения из Флоренции перемещается в Рим, где изготовляется богато украшенная мебель (например, бюро папы Павла III).
Во французском Возрождении в XVI веке также различают два периода: первый относят к годам царствования Франциска I, второй — Генриха II. Мебель первого периода характеризуется сочетанием пропорций, близких к готическим, с итальянским орнаментом и классической профилировкой. Второй период является зрелым французским Возрождением и характеризуется распространением в формах и украшениях классических элементов. В более поздний период резьба становится богаче, с сильным рельефом. Характерно использование вместо колонок сложных резных балясин и кариатид. Значительное распространение, находит пришедший из Италии разгибной табурет с массивными дугами. Последняя четверть XV! века дает новые образцы мебели, в которых обильная резьба сочетается с инкрустацией и сложными фигурными филенками.
Интерьеры стиля барокко XVII века подчинены идее движения масс и пространства, что достигается в оформлении стен при помощи живописи и скульптуры с движущимися ввер» линиями и лепными украшениями над дверями и окнами, на карнизах и плафонах. Мебель (консоли, скамьи, столы, кресла, бюро-кабинеты) соответствует декорации стен и так же богато оформляется. В бюро-кабинетах применяется цветная деревянная мозаика, изображающая целые сцены.
Мебель обивается темным бархатом с крупными узорами. Кресла снабжаются вертикальными ножками, изогнутыми или пирамидальной формы с кувшинообразным расширением в верхней части. Ножки табуретов часто размещают по диагонали. Изгибающиеся формы ножек оканчиваются расходящимися в разные стороны завитками. Крышки столов делают шести- или восьмиугольной формы, а края обрабатывают. разнообразными профилями, ложками и другими украшениями. Лари, сундуки и поставцы выходят из употребления и заменяются шкафами и бюро-кабинетами с резьбой, вставками из цветной каменной мозаики, шлифованного окрашенного стекла.
Стиль барокко из Италии распространяется по всей Европе. Сначала этот стиль появляется в Антверпене (с 1620 г.), затем проникает в Голландию (около 1630 г.), где приобретает специфические черты. В Германии он развивается после окончания тридцатилетней войны и носит сильный отпечаток влияния голландской мебели. Во Франции стиль барокко получает развитие в годы царствования Людовика XIV. Среди выдающихся мастеров мебели того времени особое место принадлежит семейству Буль (основатель фирмы Андре-Шарль Буль и его сыновья Жан, Пьер и Карл). Часто мебель эпохи Людовика XIV называют мебелью в стиле Буль. Эта мебель при относительной простоте формы отличалась некоторой тяжеловесностью и обилием орнаментации в виде панно, композиции которых включали цветы, ленты, переплетающиеся завитки.
Кресла, стулья и диваны в эту эпоху делают с высокими спинками, заканчивающимися полукруглым верхом выше головы сидящего. Мебель для сидения обивают тканью, прикрепленной гвоздями, и украшают бахромой по нижней кайме сиденья. Ножки стульев и кресел изготовляют двух видов: пирамидальные с профилировкой и в форме буквы S, концы которых украшают кантом из листьев. Диваны решают в форме трех соединенных друг с другом кресел. Обивка таких диванов выполняется из богатой декоративной ткани гобеленового типа, исполненной в ярких тонах, в орнаменте которой используются помимо широких орнаментальных разводов с крупными цветами изображения птиц и мелких животных. Декоративная ткань по специальным рисункам для спинок и сидений изготовлялась на королевских мануфактурах Бовэ и Обюссонов. Основным материалом для мебели служили дуб, орех и черное дерево.
Наряду со шкафами, кабинетами, столами, мягкими креслами, стульями, диванами широкое распространение в интерьерах получили консоли, представлявшие собой специальные столы, которые ставили под зеркалами и у стен. Главное украшение консолей заключалось в резном подстолье, сплошь покрытом золоченой фигурной резьбой.
На границе XVII и XVIII веков в стиле Людовика XIV наблюдается тенденция к облегченным формам и изогнутым линиям.
Мебель стиля Людовика XIV сменилась сначала мебелью переходного периода — регенства, который приходился на первую четверть XVIII века, а затем мебелью в стиле рококо.
Для мебели периода регенства присущи основные черты мебели стиля Людовика XIV, однако ее форма и декоративное убранство облегчаются. Классические орнаменты заменяются легкими растительными арабесками. Композиция решается путем свободного сочетания прямых и изогнутых линий. Наиболее выдающимся мастером периода регенства был Шарль Крессан. Он в совершенстве владел техникой инкрустации — маркетри и искусством чеканки бронзы.
Во второй четверти XVIII века полностью оформился стиль рококо, который также называется стилем Людовика XV. Мебель этого периода невелика и отличается большим удобством. На сиденья кресел и диванов кладут подушки, обтянутые шелком с вытканными пасторальными сценами; орнаментом и цветами. Диваны решаются по схеме, найденной в период барокко, но средняя часть делается шире крайних и ножки расстанавливаются неравномерно — средние на большем расстоянии, чем боковые. Появляются и находят широкое распространение комоды, покрытые лаком с росписью, в основном изображающей стилизованные китайские пейзажи. Для мебели периода рококо характерна светлая окраска деревянных частей, золочение и большое число бронзовых накладок.
Одновременно с эпохой рококо развивается деятельность выдающегося английского мастера-краснодеревца Томаса Чип-пенделя, создавшего новый стиль в мебели, отличающийся большой комфортабельностью, хорошими пропорциями и изысканностью форм. Стиль Чиппенделя возник на основе голландского стиля королевы Анны, китайского мебельного искусства и достижений периода рококо во Франции. Толчком к развитию нового стиля английской мебели явился привоз больших партий красного дерева, которым заменили орех, служивший до этого основным материалом для мебели.
Чиппенделя обладают характерным силуэтом, решетчатой спинкой, украшенной разнообразными узорами. В отличие от французской мебели, где фактура дерева скрыта позолотой или сплошной окраской, английская мебель покрывалась только воском, что позволяло видеть текстуру древесины.
Мебель Чиппенделя нашла широкое признание не только в Англии, но и в других странах благодаря изданному им в 1754 г. альбому с образцами мебели.
Господствовавший почти в течение века стиль рококо сменился в последней четверти XVIII века новым стилем — классицизмом, отличавшимся четкостью и строгостью линий и форм. Во Франции мебель эпохи классицизма получила название стиля Людовика XVI. Характерным признаком классицизма в мебели является ясно выраженная конструкция. Вертикальные опоры и горизонтальные элементы ясно видны, тогда как в мебели стиля рококо места соединений частей всегда были замаскированы резьбой, бронзовыми накладками создававшими впечатление цельного пластичного объема. На формирование стиля классицизма большое влияние оказали открытия в Помпее, а также изучение античного искусства.
Комоды, письменные столы, бюро, секретеры снабжаются ровными прямолинейными карнизами и тягами. Для украшения центральных филенок или панно вставляют небольшие барельефы из золоченой бронзы в виде медальонов, подвешенных на широких лентах. Для облицовывания применяют в основном красное дерево, украшенное маркетри. Употребляют также привозную древесину, атласное, тюльпанное, розовое, гиацинтовое и лимонное дерево.
Деревянная мозаика на плоских элементах мебели состояла из небольших ромбов или кубиков с тонкой контурной прокладкой более темного цвета между орнаментом. Для контуров употреблялись темные породы древесины: туя, палисандровое и черное (эбеновое) дерево. Для обивки мебели продолжают применять штучные ткани, исполненные на мануфактурах гобеленов и Бовэ, а также вышивка (букеты полевых цветов, сцены из пастушеской жизни), шелковые ткани с вертикальными линиями, перевитыми гирляндами или букетами мелких цветов. Наиболее известными мастерами в эту эпоху были Ризнер, Бенеман.
Б Англии в конце XVIII века Чиппенделя сменяют Хеп-плуайт и Шератон — мастера классицизма, мебель которых, особенно Шератона, отличается четкостью форм, полным отсутствием изогнутых линий и большой тщательностью в прорисовке и обработке деталей. Характерной чертой мастерства Шератона был умелый подбор древесины разных цветов.
В последней четверти XVII) века в Англии появляется комбинированная мебель: бюро-кабинеты, соединенные с горками для фарфора, комоды с откидной доской для письма, соединенные с книжными шкафами.
Французская революция (1789—1794 гг.) изменила вкусы новой буржуазии и вызвала появление стиля директории (1795—1799 гг.), а затем консульства (1799—1804 гг.) и ампир. В период директории появляется мебель более строгой и классической формы. Получают распространение античные детали в виде древнеримской арматуры: щитов, шлемов, копий и других элементов античного орнамента. При консульстве изогнутые линии выпрямляются и получают четкость и суховатость. Стили директории и консульства явились переходными от стиля Людовика XVI к ампиру.
Основоположником стиля ампир считают художника Давида, а выразителями его — архитекторов Шарля Персье и Пьера Фонтэна. Мебель по их проектам выполнялась известным в то время мебельным мастером Жакобом. Характерными чертами стиля ампир являлся перенос на мебель античных, в особенности римских архитектурных форм (колонн, пилястров, консолей, карнизов и фризов) для членения передних сторон шкафов и комодов. Опорные части столов, кресел, стульев, диванов делались в виде античных герм, сфинксов, грифонов, колонн и львиных лап. Формы мебели были прямоугольны, массивны, замкнуты. Большую роль стала играть фактура материала, которую раньше скрывали за массой резных украшений и всевозможных шаблонов. Наиболее распространенным материалом служило темное, красное дерево, украшаемое бронзой, золоченной через огонь, со строго симметричными узорами. Обивали мебель синим, желтым, терракотовым сукном и шелком, по фону которого были разбросаны в шахматном порядке звезды и розетки. Мебель для сидения иногда обивали кожей.
На формы мебели стиля ампир оказали влияние не только раскопки в Помпее, но и искусство Египта, с которым французы познакомились во времена африканских походов Наполеона.
На смену мебели в стиле ампир пришла мебель в стиле бидермайер. Изготовляемая в Лондоне, Вене, Берлине Для буржуазных слоев общества, она более интимна, комфортабельна по сравнению с мебелью в стиле ампир. Были упразднены четкие тектонические членения, колонны и пилястры, скруглены резкие очертания профилей и углов, введены мягкие изгибы спинок стульев, кресел и диванов. Вместо шелковой обивки употребляется ситец и репс, мягкие спинки и сиденья делаются из конского волоса. Стремясь придать жилищу уют, отдают предпочтение диванам и софам. В мебельных изделиях применяют мало украшений. Мебель обычно облицовывают гладкой фанерой красивой фактуры. Помимо фанеры красного дерева употребляют светлую березу, ясень, грушу и вишневое дерево.
В 20-е годы XIX века в связи с увлечением романтикой в украшении мебели появляются готические элементы, а в 30-е годы распространяется мебель, имитирующая восточные стили.
После победы буржуазии во французской революции 1848 г. вкусы меняются. Разбогатевшие банкиры, промышленники и торговцы, стремящиеся к роскоши, увлекаются эклектикой— смешением современного стиля с возрождаемыми старыми формами. Появляются всевозможные украшения, чувствуется сильное тяготение к стилю рококо, вместо ситца и репса употребляют бархатную и плюшевую обивку с бахромой. Эклектика была чуждой истинному духу того стиля, которому подражала, и потребностям современности. Эстетическая неразборчивость и вычурность особенно характерны для мебели второй империи Наполеона III.
Даже краткое рассмотрение многовековой истории мебели позволяет отметить, что формообразование мебельных изделий происходит под воздействием ряда факторов, к которым относятся: социально-экономический строй; образ жизни того или иного слоя или класса общества; особенности архитектуры и уровень жилищного строительства; характер изготовления мебели и применяемые материалы; местные особенности и традиции; ведущие художественные течения.
Инф. gardenweb.ru